«Рисовать нужно не переставая. Рисуй глазами, когда не можешь карандашом» Жан Огюст Доминик Энгр
Нет такого ребёнка, который бы в раннем детстве не взял в руки карандаш и не попытался выразить с помощью рисунка свое «Я». В каждом ребенке от природы заложено творческое начало, и,если дать ему развиться, человек может стать успешнее и в любой другой профессиональной деятельности, которой будет заниматься в жизни. Рисование и изобразительное искусство в целом - наиболее доступная ребенку возможность развить в себе творческую личность.
Моя судьба сложилась так, что я работаю с детьми с ограниченными возможностями, в том числе с детьми с ДЦП и нарушениями ОДА.
Развитие творческих способностей таких детей требует нестандартного подхода. Нарушение общей и мелкой моторики, отсутствие опыта предметно-практических действий ограничивают возможность использования многих традиционных техник рисования. Сложной для детей является методика изображения предметов тонкими линиями, техника раскрашивания рисунков красками с помощью мазков. Вместе с тем, эта деятельность для ребенка является движущей силой его развития.
Я всегда понимала, что наличие у ребенка каких-либо физических ограничений не должно стать препятствием для творческого развития, ведь искусство и инвалидность – отнюдь не исключающие друг друга понятия. В искусстве норма исчезает, а если норма исчезает, исчезают и ограничения.
Творчество дарит доступ в мир вне тела, указывает путь к духовному исцелению. На своих занятиях я стала использовать специальный подход, который заключается в применении нетрадиционных техник рисования. На занятиях по изобразительной деятельности используются именно нетрадиционные техники– это рисование ладошками, пальчиками, губками, ватными палочками, пластмассовыми вилками, штампами, природным материалом и т. д. Именно нетрадиционные техники рисования создают а атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей.
Результат изобразительной деятельности – это очень увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь. Дети, страдающие церебральным параличом, так же, как и их здоровые сверстники, стремятся быть успешными, а именно нетрадиционные технологии в изобразительной деятельности позволяют им добиться яркого, интересного результата.