«Ладони ребенка в руки возьми и вместе с ним в мир прекрасного дверь распахни!»
Это педагогический девиз нашей работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Мы, Бабий Марина Борисовна, воспитатель, высшая квалификационная категория, педагогический стаж 25 лет и Тышова Светлана Сергеевна, воспитатель, высшая квалификационная категория, педагогический стаж 25 лет, работаем в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении городского округа «Город Архангельск» «Детский сад компенсирующего вида № 112 «Гвоздичка». Нашу группу посещают дети с детским церебральным параличом (далее ДЦП) и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее НОДА). Кроме основного заболевания существуют вторичные нарушения: зрения, задержка психического развития, нарушения речи (недостаточная сформированность языковых средств).
Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.
Как известно, дети с ДЦП, НОДА в рисовании испытывают большие трудности. Их графическая деятельность носит характер доизобразительного черкания. Дети с непроизвольными навязчивыми движениями, даже стараясь воспроизвести форму, хаотически чертят, выходят за пределы листа бумаги. Большие трудности испытывают дети при проведении прямых горизонтальных и вертикальных линий, особенно те из них, которые вследствие поражения правой руки начинают рисовать левой. При удержании карандаша наблюдается вялость пальцев или, наоборот, чрезмерное напряжение, или их малая подвижность, слабость мышц, пальцы резко напряжены, неподвижны, плотно сжимают карандаш в кулаке, рисование выполняется за счет движений кисти, а иногда и движений всей руки. Наличие у детей с ДЦП, НОДА вторичных нарушений затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на их психическом развитии.
Из-за быстрого наступления утомления дети не могут завершить начатое дело, у них отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а часто он и вовсе отсутствует. Дошкольники с ОВЗ не умеют слушать инструкцию, которую дает педагог на занятиях, им хочется быстрее начать действовать. Однако, приступив к деятельности, они не знают, с чего начать. Кроме того, доминирующими чертами остаются слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах детской деятельности, агрессивность поведения, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частая смена настроений, неуверенность, чувство страха.
Поэтому использование на занятиях по рисованию нетрадиционных техник изображения приобретает высокую коррекционную значимость. Применяя на занятиях метод нетрадиционного рисования, мы ставили задачу не научить ребёнка рисовать, а помочь ребёнку решить проблемы, вызванные нарушениями познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, сенсорики и моторики. Кроме того, достоинством является его доступность: им могут заниматься дети, имеющие низкий уровень графических возможностей вследствие поражения рук.
При построении занятий мы придерживаемся поэтапного проведения – эмоциональный настрой (доброжелательная встреча ребёнка), пальчиковые игры и гимнастика по возрасту, рассматривание объекта для рисования, лепки, образец обязательно должен присутствовать при работе.
Для изображения подбираем наиболее привлекательные окружающие предметы, которые вызывают у детей эмоциональный отклик. Изображая те или иные предметы и сюжеты, сопровождаем эмоциональным словесным пояснением, обращением к детям, выразительными жестами, движениями. Каждая из нетрадиционных техник – это маленькая игра для ребенка. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.
Метод нетрадиционного рисования требует точного соблюдения последовательности производимых действий. Поэтому дети учатся планировать процесс рисования. Благодаря использованию метода нетрадиционного рисования, мы наблюдаем радостное настроение детей на занятиях, положительную мотивацию к рисуночной деятельности, отсутствие страха не справиться с процессом рисования.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук.
Занятия по рисованию с использованием метода нетрадиционного рисования не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Использование метода нетрадиционного рисования позволяет учесть индивидуальные возможности детей, вести индивидуальную, подгрупповую или коллективную работу.
В нашей работе с особыми детьми мы используем следующие нетрадиционные техники рисования:
- рисование пальчиками;
- рисование ладошками;
- печать из картофеля или моркови;
- отпечатки-картинки;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошки;
- рисование ватными палочками;
- монотипия;
- рисование мятой бумагой;
- рисование солью;
- кляксография;
- пластилинография;
Исходя из вышеизложенного материала, можно сделать вывод, что использование метода нетрадиционного рисования на занятиях по изобразительной деятельности - важное направление в работе с детьми с НОДА и ДЦП, которое поможет вашим малышам открыть для себя мир прекрасного.