Я учусь, я учу.
Всего год назад я прошла переподготовку и получив педагогическое образование сразу же пришла работать в реабилитационный центр «Адели» для детей инвалидов. И как бы не было трудно, не было ни одного дня, ни одной минуты, когда я пожалела бы о сделанном выборе прийти работать воспитателем в стационарное отделение с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Я поняла, что это мое призвание быть нужной и помогать этим детям. Им необходима индивидуальная программа развития, им нужна поддержка окружающих, доброжелательная и позитивная атмосфера вокруг. Они все чувствуют и понимают, но развиваются медленнее остальных детей и реагируют иначе, воспринимают жизнь на более глубоком уровне. Я же могу повлиять на их будущее, раскрыть в их сердцах радость, доброту, справедливость, разбудить в них творческое начало. Для многих из них я «мама». Каждый прижмется, обнимет, поделится своими тайнами и попросит совета как поступить в той или иной ситуации. В них столько искренности, открытости и наивности. Я сама многому учусь у них.
Занятия творчеством для детей с особыми образовательными потребностями это один из способов преодоления границ желания жить как можно более полноценно. Сама я очень люблю рисовать пейзажи и прошла курсы правополушарного рисования и теперь рисую их вместе с детьми. Дети стараются повторять за моими движениями руки, кистью. Рисование, развивает внимание, памяти, мышление, мелку моторику и координацию движений. Я учу детей видеть и понимать целостность пейзажной картины, развить интерес к процессу рисования через обучение в нетрадиционных техниках и различными материалами (ватными палочками, тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, набрызгом и др.).
Каждый ребенок талантлив и неповторим. Кто-то усваивает новые знания медленнее, поэтому с ним целесообразно продвигаться более мелкими шажками, разбивать одно занятие или задание на несколько уроков или частей и отмечать даже малейшие его успехи и достижения. Так у детей повышается уверенность в своих силах и образуется стимул для дальнейших занятий.
Для начала «знакомлю» детей с краской и кистью. В своих практиках я предлагаю детям использовать в картине разные краски, например акварель и гуашь и рисование сразу несколькими кистями разных размеров (круглые №3, №1 (белка), щетина плоская № 7, № 16 и № 25, также использую строительные кисти). Это позволяет детям почувствовать свободу выбора и удобства создания своего пейзажа. Чтобы познакомиться с гуашью дети открывают баночки и размешивая небольшой шпажкой проверяют консистенцию краски, по необходимости разводят теплой водичкой до консистенции «жидкой сметаны». В первую очередь это успокаивающее упражнение, только после этого создаем фон для своей картины. Для этого дети выбирают нужные цвета краски, и узкой кистью ставят «тычки» на бумаге, далее белой краской и широкой кистью размазывают «тычки» по всему листу бумаги от края до края. Следующим этапом ребенок делает выбор или ватными палочками способом «тыканья» закрасим солнце или изобразим его круговыми движениями пальчика. И так шаг за шагом дети рисуют лес, цветочную поляну, ручей. Тонкой палочкой или зубочисткой поставили галочки – птички.
И так в процессе работы постоянно хвалю ребенка и предлагаю выбор разных техник рисования для изображения нового элемента в картине, а потом предлагаю повторить рисунок и нарисовать его другим более быстрым способом. Повторяющиеся элементы в рисунках закрепляют понимание материала.
Все техники нетрадиционного рисования позволяют детям с патологиями опорно-двигательного аппарата и ДЦП развить умелость рук, укрепить их силу, так как в работу включаются двигательные движения всей руки от плечевого сустава, а рисование пальцами развивает сенсомоторное развитие ребенка. Это своего рода пальчиковая гимнастика, влияющая на тактильное восприятие.
На занятиях дети учатся создавать свой природный пейзаж, познавая окружающий нас мир через рисунок, думают, проявляют себя, не боятся пробовать что-то новое, экспериментируют и создают необычные работы.
Я люблю свою работу, я помогаю детям раскрыть их творческие способности, они рисуют добрые рисунки, меня радуют их успехи, участие в выставках и победы в конкурсах.
Каждый новый день — это новые проблемы и пути их решения и каким он будет, зависит и от меня, воспитателя по призванию, справлюсь ли я с этим испытанием. Дети дарят мне необыкновенный источник энергии, радость и помогают справиться с жизненными невзгодами. А уроки рисования — это еще и отличный способ весело и с пользой провести время. Ведь если счастливы дети счастлив и ты, и значит день прошел не зря.