Педагог… Как много в этом слове ноток гордости, уважения и понимания. Нет на свете прекраснее и милее, чем профессия- педагога. С самого первого вступления на порог школы учитель заменяет самого дорого человека - маму. Он становится всем для ребенка: родителем, наставником, примером для подражания.
Свое призвание я начала ощущать еще в школьные годы. Уже тогда моим любимым занятием была игра в учителя. Я любила обучать своих кукол, ставить им оценки за поведение, за домашние задания и эти занятия любили наблюдать мои родители
После пед. колледжа я впервые переступила порог школы как учитель музыки, изобразительного искусства в старших классах и воспитателем продленного дня. Моя педагогическая деятельность длилась долгие годы в сельской школе. После закрытия школы летом 2017 году переехали в город и устроилась на работу в ГАУ Реабилитационный центр города Кумертау воспитателем, я знала какая работа предстоит передо мной, потому что я росла с ребенком- инвалидом (ДЦП) и знала плюсы и минусы этой работы. Момент был волнительный и очень ответственный, перешагнула через порог центра. Каждый день шла на работу, с огромной радостью, вхожу в центр, смотрю на веселые глаза ребят, и думаю, как замечательно, что я с ними. Дети с ограниченными возможностями здоровья. Это особенные дети. Дети, с которыми я работаю, научили меня, смотреть на мир другими глазами, быть оптимистом, радоваться хоть и маленькой, но победе.
Передо мной стояли большие задачи: я выбрала проект по национальному направлению «Народ – творец прекрасного», который нужен в жизни каждого человека. Чтобы проводить интересные занятия и мероприятия я стала искать пути решения моих задач: приобрела национальные костюмы, методические пособия и научила детей изготовит атрибутики к национальной одежде ,головные уборы, украшения, разучивали потешки народные танцы читали и инсценировали сказки и я наблюдала в каждом ребёнке искру талантливости ,как развить её, научить применять свои таланты в жизни.
Каждое своё занятие начинала с улыбки. Улыбка – это мое приветствие, мое первое обращение к детям. Теплая и радужная встреча с ребятами дает почувствовать каждому, что он ожидаем и любим.
Я старалась найти общий язык с каждым ребёнком и не подавлять в нём инициативу – такова цель моего общения с детьми. Я старалась достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в воспитателе не только наставника, но и друга, при этом не теряя к нему уважения как к старшему и как к педагогу. Взамен я получала улыбки и огонь сияющих глаз.
Дети – инвалиды понимают и ощущают больше, чем кажется нам на первый взгляд. Они заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения; перед ними невозможно замаскироваться, только искренность в каждый момент общения и кропотливый труд помогает проложить тропинку к их душам.
Главное – научиться видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребенок - человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства.
Думаю, что найти контакт с особенными детьми мне помогло шестое чувство, которое должно присутствовать у каждого педагога. Шестое чувство- это доброта, совесть, толерантность, умение найти «ключ» к любому ребёнку. Каждый день я совершенствуюсь. Знакомлюсь с новейшими открытиями в воспитательной работе: регулярно обучаюсь на курсах повышения квалификации, посещаю мастер-классы, семинары, которые дают возможность расширять и модернизировать средства воспитательной работы. Делюсь и своими знаниями: участвую в семинарах, конференциях, выставках инноваций, пишу статьи.
Обучение и воспитание детей – это интересный, увлекательный, но не легкий труд. А воспитание и обучение детей с особыми возможностями здоровья в двойне не легкий труд, требующий от педагога терпения, творчества, трудолюбия, чувства юмора, профессионализма и все эти качества умноженные на два. Необходимыми качествами воспитателя являются эмпатия, умение увидеть в ребёнке с отклонениями уникальную личность. Воспитатель реабилитационного центра для детей с ОВЗ желает иметь положительный результат, но между имеющимися результатами есть существенная разница. Педагог- учитель может восхищаться блеском ума своего воспитанника, иметь радость сотворчества. А у нас другая радость: ребенок чему-то научился, он не стал лучше других, он просто стал уметь что-то делать или говорить. В этом тихая радость воспитателя реабилитационного центра для детей с ОВЗ. Через некоторое время я поняла, что мне нравится работать в центре, что я нужна детям, а они нужны мне.
Каждый день, идя на работу, я прохожу «дорогою приветствий», когда все дети, встреченные мной, здороваются и улыбаются мне в ответ и нежно обнимают меня. Я знаю, что в центре возле нашего кабинета меня ожидают уже они, мои дети. Они торопятся, перебивая друг друга, рассказать о том, чему я не была свидетелем. Хотят поделиться всем новым, что у них появилось, что их озадачило. Дети моей группы имеют различные нарушения: речевые, опорно-двигательные, поведенческие, эмоционально-волевые. Несомненно, к каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Но главным условием является принятие особого ребенка таким, какой он есть. Только приняв такого ребенка, его можно чему-то научить, можно добиться его доверия и расположения. Главное для меня – помочь ребенку стать увереннее, раскрыть свои способности, уникальность, неповторимость, быть принятым в детском коллективе, обществе. Научить такого ребенка — задача не из легких. У каждого ребенка свой характер, у каждого свои плюсы и минусы. Учитывая состояние детей, я понимаю причину возбуждения отдельных детей и мне нетрудно решить, как обратиться к каждому из них, что сказать, что предложить, посоветовать, чтобы успокоить, включить в активную деятельность, улучшить настроение. Каждый день я стремлюсь передавать детям свою любовь и знания. Я учу их культуре поведения, усидчивости, правилам общения, гигиеническим навыкам.
Помогаю детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными видами деятельности. Из любой ситуации всегда можно найти выход. Например, ведется кропотливая работа по привитию конкретных навыков самообслуживания, по воспитанию положительных черт характера, правил поведения везде и во всем.
Я учу детей всему тому, что пригодится детям в жизни, и показываю то, что знаю и умею сама. Ведь воспитанники все быстро впитывают. Вот этого я и добиваюсь. И чудо происходит!
Занятия провожу в форме игр, экспериментов, создании проблемных ситуаций, использую поисковые задания, презентации, которые обогащают занятия наглядностью, дают возможность услышать звуки окружающего мира, голоса птиц и животных. Постоянно знакомлюсь с новыми открытиями в воспитательной работе. Читаю современные публикации, статьи в педагогических журналах. Изучаю опыт коллег посредством глобальной сети интернета, которые дают возможность расширять и модернизировать средства инновационной работы.
На своих занятиях я учу детей выдержке и терпению, не всё получается сразу. Каждый день по крупинкам мы формируем новые умения и навыки. Но когда что-то получается, ребёнок научился выполнять определенное действие, может контролировать свои эмоции, смог сам себя организовать, этот маленький человечек счастлив и горд за себя. Вот из таких маленьких побед и состоит моя воспитательная работа с детьми с ОВЗ.
В своей работе я стараюсь найти к каждому ребенку индивидуальный подход, стремление достигать самостоятельных результатов и радоваться своему маленькому успеху. А я радуюсь вместе с ними, ведь эта наша общая победа.
Очень важно в работе, чтобы родители детей тебе доверяли. У многих родителей возникают трудности в общении с особым ребенком, поэтому и здесь я считаю своей задачей дать рекомендации, советы как правильно взаимодействовать с ребенком. Но также и родители в свою очередь могут подсказать, как лучше общаться со своим ребенком.
Но когда видишь, как радуются дети своим успехам и настоящие живые эмоции родителей, понимаешь, насколько важен твой труд.
Воспитатель должен обладать компетентностью, высоким уровнем профессионального мастерства, должен быть личностью. Дети такие разные. Моя задача согреть их теплом, укутать заботой и подарить им любовь. И я люблю их таким, какими они есть.
Так какими же качествами должен обладать педагог, работающий с «особенными» детьми? Такой педагог должен сочетать в себе такие качества как чуткость, искренность, интеллигентность и любовь к жизни.
В процессе своей работы, я всё больше осознаю, что сделала правильный выбор профессии. Работать с детьми с ОВЗ непросто, это особенная работа (дети с разными диагнозами, многие со сложными судьбами), часто бывает нелегко.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети с безгранично доброй душой. Такие дети не всегда могут справиться с тем, что по силам здоровым детям, но они преодолевают гораздо более сложные препятствия на своем жизненном пути, учат нас видеть и любить жизнь такой, какая она есть, без прикрас. Волею судьбы, я выбрала ту профессию, в которой чувствую себя комфортно и уверенна в своих силах. Выбирая профессию «воспитатель особых детей» я категорично определила для себя: не сочувствие, а поддержка; не жалость, а соучастие; не любопытство, а принятие! И я принимаю детей с ограниченными возможностями здоровья, участвую в их жизни, оказываю им посильную поддержку и квалифицированную помощь.
Работать с детьми - это огромное счастье. Общение с ребятами доставляет мне удовольствие и радость. Работа с такими детьми часто сопряжена с большой эмоциональной, психологической, а иногда и физической нагрузкой.
И снова будние дни, любимый центр, озорные глаза малышей и детей, смотрят на меня. А я рада поделиться с ними любовью, знаниями, культурой. Хочется, что бы они были лучше всех и все у них удалось. я не жалею, что я воспитатель.. Я чувствую тепло детских сердец, чувствую, что я нужна им, а когда ты нужна, ты не одинока и жизнь живешь не зря.
Терпение и оптимизм – вот две важнейшие характеристики воспитателя. И я верю в каждого своего ребенка, самое ценное, что мы можем передать детям опыт своего личного счастья. Необходимо зажечь детские сердца. Каждый раз, вглядываясь в лицо вновь поступившего ребенка, я мысленно желаю им удачи.
Каждый день, отдавая детям частичку своего сердца, жар души, с чувством глубокого удовлетворения признаюсь: «Я помогаю детям, и они помогают мне!»
В завершение своего эссе мне бы хотелось обратиться к стихотворению Гульнур Зариповой, которое как нельзя лучше, отражает моё отношение к работе с «особенными» детьми: