Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка.
Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Изобразительная деятельность ребенка тесно связана с развитием его предметной деятельности и предполагает достаточно высокий уровень последней. Невозможно получить какое-либо изображение, не владея предметами и орудиями изобразительной деятельности, то есть карандашом, кистью, ножницами, пластилином, клеем и способами их употребления. Дети с ДЦП так же, как и нормально развивающиеся ровесники, проявляют интерес к изобразительной деятельности, однако испытывают трудности в силу тяжелых двигательных расстройств. Продукция их деятельности весьма несовершенна, а общепринятые способы рисования не дают должного эффекта. Кроме нарушений опорно-двигательного аппарата характерно наличие вторичных дефектов – зрения, интеллекта, речи и пр., что в свою очередь затрудняет развитие целенаправленных практических действий. Трудности в использовании традиционных техник рисования, отсутствие навыков вызывает у ребенка разочарование, а в некоторых случаях, отвращение к изобразительной деятельности. Поэтому взрослому необходимо найти такие способы изображения, которые позволят почувствовать ребенку свою успешность.
Такими являются – нетрадиционные техники рисования. Данные техники наиболее доступны детям с ДЦП, развивают творчество, мелкую моторику, способствуют эмоциональному развитию, стимулируют положительную мотивацию к изобразительной деятельности, дарят чувство радости от полученного результата. Эти способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение заданий. С учетом уровня изобразительных навыков и умений детей, имеющихся отклонений в развитии двигательной, зрительной, эмоционально-волевой, познавательной сферах нами используются разнообразные нетрадиционные приемы и изобразительные техники:
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Большой интерес вызвало у наших ребят рисование целлофановым пакетом. Суть методики рисования пакетом проста. Пакет слегка надувается и завязывается на тугой узел, чтобы набранный воздух не выходил. После того уголок пакета окунается в краску (гуашь, масляные краски), а затем прижимается к бумаге. Размер отпечатка варьируется силой нажатия. Рисование оттиском пакета очень понравилось детям, рисунок создавался за считанные минуты, дети сразу видели результат, что вызывало радость, удовольствие от процесса.
Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ДЦП дает возможность осознать личностные переживания и пробудить творческие силы детей, помогает им успешнее адаптироваться в социуме.