В работе с детьми с ДЦП и другими нарушениями ОДА я применяю метод глинотерапии.
Одной из особенностей, характеризующей детский церебральный паралич и нарушения опорно – двигательного аппарата, является нарушение моторики рук, которое наблюдается практически у всех детей. Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь. Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет общее и речевое развитие таких детей.
В ходе проведения индивидуальных и групповых творческих занятий я заметила, что особенно детям нравится работать с глиной. В связи с вынужденной ограниченностью у детей с ДЦП и с нарушениями ОДА не происходит общения с живой природой и природными материалами в естественной среде, и , как следствие, недостаток сенсорного опыта, дети интуитивно тянутся к глине. Глина – природный материал, она на ощупь значительно приятнее, послушнее, «живее» любой другой пластической массы.
При создании своей глиняной поделки ребенок использует сразу обе руки, в этот момент задействованы все пальцы и внутренняя поверхность ладоней. Сначала дети глину отбивают, потом раскатывают, потом уже лепят сюжетные линии или индивидуальные творения. Когда глина высыхает, дети раскрашивают изделия. Лепка из глины дает тот же эффект, что и массаж рук, ни одна точка на детских ладонях, ни одна мышца руки не останется незадействованной.
Поделку из глины можно раскрасить на свое усмотрение и потом хранить годами; поделку из глины можно показать своим друзьям и близким, её можно подарить кому-нибудь, и этот человек сможет долго хранить её как память.