Мое жизненное кредо:
Врач лечит тело. Я латаю душу.
И счастье в том, чтобы помочь кому-то.
Секреты все и тайны сохраняя,
Тем дорожу, что люди доверяют.
И каждый раз, встречаясь с ними взглядом,
Я понимаю, что должна быть с ними рядом.
Жизнь в среде детей научила меня понимать их потребности, налаживать контакты с родителями, вдумчиво относиться ко всему, что окружает, стойко переносить невзгоды беспокойной воспитательской жизни.
Доброта и милосердие должны быть присущи любому человеку, а тем более специалисту по реабилитации. Без этих качеств работать с детьми невозможно. Доброта, я считаю, заключается в том, чтобы с готовностью помогать ребенку осваивать мир, а семье – гармонично воспитывать его. Милосердие должно срабатывать тогда, когда возникает чувство гнева (порою справедливого).
Авторитет специалиста по реабилитации зависит и от его отношения к делу, к труду вообще. Сколькими знаниями и умениями должен обладать специалист по реабилитации! Ему приходится делать всё: шить, рисовать, вязать, заниматься огородничеством и садоводством, петь с детьми, танцевать… Да можно ли предсказать все, что встретится специалисту по реабилитации на его тернистом пути!
Во время работы я всегда стараюсь создать хорошее настроение себе, детям, коллегам – кому советом, кому шуткой, кому примером. Но наряду с этим лучшим качеством специалиста по реабилитации я считаю исполнительность и заинтересованность в деле.
Творчество в работе специалисту по реабилитации крайне необходимо, но это не значит, что он может не считаться с требованиями программы. Программные задачи должны выполняться. Однако рекомендуемая методика требует иногда корректировки, поскольку каждый ребенок индивидуален.
Понимание детей приходит с опытом, в процессе длительной систематической работы. Я хотела бы рассказать о некоторых нюансах этой работы.
Дети младшего возраста очень ранимы, и с этим нельзя не считаться. Ещё В. Г. Белинский предупреждал, что детская душа – инструмент тонкий, нежный и обращаться с ним нужно бережно, чтобы не испортить, не сломать его. Малышей обязательно надо ласкать: то погладить по головке, то слегка обнять и сказать ласковые слова. Старшие дети больше любят словесную похвалу, они стесняются ласки.
Кратко коснусь особого вопроса, характерного для реабилитационных центров. Разговор пойдет о детях с дефектами речи, заикающихся и с разными отклонениями в умственном и физическом развитии. Тяжело работать с детьми, имеющими дефекты, еще и потому, что за этим кроется другой, более грозный недостаток – психическая неполноценность, выраженная в большей или меньшей степени. Такой ребенок – трагедия для семьи, которая это осознает, и абсолютно безразличен тем родителям, кто этого не понимает. Поэтому ответственность специалиста по реабилитации здесь возрастает вдвойне. Нужен особый подход, особая методика.
При поступлении ребенка в реабилитационный центр нельзя сразу давать родителям понять, что видишь его недостатки. Следует проследить, как ребенок будет вести себя среди сверстников и как его поведение отразится на укладе жизни в группе, т. е. не будет ли он мешать специалисту работать с другими детьми. Во всех случаях этот ребенок должен находиться недалеко от специалиста по реабилитации, так как его действия трудно предугадать.
С родителями отстающего в развитии ребенка надо говорить деликатно, ведь и у них и без того изболелась душа, они видят недостатки сына (дочери) и тяготятся этим. О каждом достижении малыша им надо сообщать, но ни в коем случае не сетовать на то, что трудно с ним работать, - делу этим не поможешь, а находить выход придется тебе же самому.
Развитие мелкой моторики у детей - тема чрезвычайно важная, особенно когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Графомоторный компонент во многом определяет возможности ребенка при обучении письму и косвенно – чтению, от него зависит формирование у человека хорошего почерка. Все это в дальнейшем служит базой и средством для эффективного школьного образования.
Основные направления работы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму, которые выделяют специалисты, это нормализация мышечного тонуса, развитие двигательных функций руки и формирование графо-моторных навыков. Всем этим задачам в полной мере отвечает техника рисования на воде эбру, которую мы с ребятами из нашей группы осваивали в ходе цикла специальных занятий в рамках дополнительного образования. Основной целью стало – формирование тонких, координированных движений рук детей, развитие пространственных представлений в процессе творчества. Данная техника способствует развитию плавности и точности движений, умения работать кистью, соизмеряя амплитуду, ритмичность, силу, скорость направление движения руки при рисовании.
Эбру – это древнее искусство рисования на воде, для которого используют специальные нерастворимые краски. В эбру используют только натуральные материалы: ручки кисти сделаны из древесины розового кустарника, а ворс – из конского волоса. Родиной эбру принято считать Восток. В переводе эбру – это облачный, волнообразный.
В этой технике есть неоспоримые преимущества:
· не бывает отрицательных результатов;
· даже самые неуверенные дети почувствуют уверенность;
· эбру учит не бояться экспериментировать;
·улучшает ориентировку на плоскости, тем самым способствуя формированию пространственных представлений;
· укрепляет мышечный тонус кистей рук;
· развивает воображение и творческое начало.
Дети даже с такими диагнозами ка ДЦП участвовали в художественных выставках различного уровня, где многие из них заняли призовые места. Также проводились мастер-классы с родителями. Ведь эбру – это еще и отличный вид отдыха, который доставляет как детям, так и взрослым истинное удовольствие. Техника эбру – это замечательный способ оценить процесс, а не конечный результат.
Эбру дает любому ребенку возможность творить и создавать свой собственный мир, где нет границ.
Можно продолжать бесконечно, за годы работы я накопила небольшой практический опыт. Но ведь у каждого специалиста по реабилитации, даже начинающего, есть своё конкретное представление о работе с детьми с ОВЗ.
За десятилетие трудовой деятельности многое увидено, услышано, сделано, и нельзя обойти людей и события, которые повлияли на формирование моих взглядов, на отношение к работе, к маленьким детям, нуждающимся в заботе, ласке, любви.