Мир, в котором мы живем, прекрасен: над нами голубое небо, яркое солнце и так много красок в разные времена года. Весной все, пробуждаясь, оживает, появляются первые цвета : яркий зеленый, жизнерадостный желтый, нежный белый, таинственный сиреневый. Летом начинают распускаться цветы, глаз радуется великолепному буйству красок. Осень балует плодами : ягодами, фруктами, овощами - все это красивое, вкусное, то, что цвело и созревало. Каждый ребенок в душе мечтает стать художником. « Вот бы взять кисть и все нарисовать красивыми красками!»
На деле, когда ребенок берет в руки кисть или карандаш - разочарование, не получилось. Я спокойно говорю, что ничего страшного не случилось, и мы всему научимся. Путь предстоит интересный, но нужно запастись терпением.
Большинство детей с ДЦП и ОДА до начала обучения совсем не умеют рисовать. Их графическая деятельность носит характер доизобразительного черкания. Поэтому дети нуждаются в подготовительном этапе обучения, в правильной мотивации и в положительном настрое.
Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающего мира. Рисуя и наблюдая, ребенок получает знания об окружающих предметах, материалах, стремится передать в изобразительной форме свои мысли и впечатления от окружающего мира.
У детей с диагнозом детский церебральный паралич понимание окружающего мира, особенностей предметов - расплывчато, поэтому так важно помочь ему понять и изучить все вокруг. Часто у детей с таким диагнозом руки не слушаются, пальцы не работают, поэтому я использую метод пуантилизм.
Пуантилизм - это рисование точками (точечными мазками). В.А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления об окружающих предметах, благодаря этому расширяется словарный запас, появляется интерес к изучению нового.
В начале занятий непослушные руки ребенка нужно расслабить, делаю массаж, небольшую гимнастику.
Техника пуантилизм доступна, она не требует большого объема движений руками, поэтому начинаю учить обводить плоские фигуры. Делаем это ватной палочкой или пальцем, если руки не могут держать палочку, выбираем понравившийся ребёнку цвет, обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления кексов.
Следующий этап - рисование по опорным точкам, ребенок учится видеть и выделять границы рисунка. Дальше учимся дорисовывать вторую половину рисунка. На заключительном этапе рисуем по образцу, не отрывая руки от бумаги.
Работа с детьми в технике пуантилизм решает такие задачи как: овладение нетрадиционным способом рисования; улучшение моторики пальцев и осязательного восприятия, укрепление мышц руки; воспитание аккуратности, усидчивости, сосредоточенности в выполнении работы, трудолюбия; тренировка памяти, улучшение концентрации внимания; развитие эмоциональности, умения выражать мысли и чувства, обогащение внутреннего мира; развитие творческих задатков, воображения, умения придумывать нестандартные решения; формирование эстетического чувства, понимания прекрасного, креативного подхода к любому делу.
Развивать творческие способности одинаково у всех детей невозможно, поэтому к каждому ребёнку нужно найти индивидуальный подход, дать ему возможность проявить себя и почувствовать радость от самостоятельной работы.
Конечной целью любой работы является результат. Я вижу ,как радуются дети, если у них получается рисунок, ребенок начинает верить в себя, в свои способности, понимает, что нарисовать - возможно, но сначала учится, стараться, трудиться.
В своей работе я использую разные техники и методы обучения рисованию, необходимо учитывать проблемы,с которыми столкнулся маленький человек: диагноз, возраст, способности интеллектуальные и физические. Я стараюсь помочь детям быть счастливее .