У детей с ДЦП и нарушениями ОДА явно ощущаются сложности с координацией и восприятием окружающего мира. И нельзя таких ребят оставлять без профессионального художественно-педагогического сопровождения.
Потому что творческая среда является для них мощнейшим стимулом для развития, социализации и адаптации в мире.
Ученику с ДЦП и нарушениями ОДА сложно изобразить и передать академические визуальные образы, но ему подвластен язык абстракции. Именно на этот стиль я делаю акцент в своей педагогической методике.
Ребенок в таком виде творчества не сравнивает себя с остальными, а наоборот обретает свою уникальность и свой язык живописи. Это даёт ему силы и энергию для самовыражения себя и своих потребностей.
Мой метод работы основан на свободе выбора учеником здесь и сейчас материалов исполнения и форматов работы.
В итоге получается интуитивная абстрактная живопись, с использованием нестандартных методов художественного языка. Ниткография, штамп, монотипия, брызги и прочие способы. Ребенок может выражать силу своей мысли, эмоции и идею не через конкретные ограниченные формы, а посредством пятен, цветов и смысловых конструкций. Также очень важно подобрать к процессу создания работы аудио.
Музыкальное сопровождение во время уроков живописи дополнительно включает дремлющую эмоциональную зону мозга, активизирует фантазию и эмоциональный интеллект.
Идейными вдохновителями для меня стали такие художники, как Дж. Поллок, П. Пикассо, М. Ротко, В. Кандинский, Г. Рихтер, Ф. Купка.
На моих уроках не ученик следует за учителем, а наоборот. Учитель идет рядом, слушает и наблюдает и выявляет. Помогает и направляет в то выразительное русло, которое изъявляет подопечный. Задача педагога раскрыть способность ребёнка через его физические и ментальные возможности на данный момент.
Я придерживаюсь того мнения, что каждый ребёнок гениален, без исключения.
Главное подобрать правильный пароль к его миру и таланту. Учитель в первую очередь должен зарядить своего ученика на успех и напитаться энтузиазмом от его успехов , любых.
Уметь дать задачу ученику и наблюдать, как ребёнок «переведёт» вам это на СВОЙ язык живописи.
Мой ученик Дамир, вероятно, никогда не скажет словами мне: «Здравствуй!»
А в своих работах он открывает мне параллельные вселенные и фантастические миры! Они настолько богаты и разнообразны, что порой я понимаю, как много он умеет.
Войнова Татьяна Ивановна, 36 лет, художник-педагог, мама сына с синдромом Ангельмана.