Арт-педагогика – это особое направление в педагогике, где обучение, развитие и воспитание личности ребенка осуществляется средствами искусства в любом преподаваемом предмете. При реализации технологии привлечения художественного творчества для работы с детьми с особыми образовательными потребностями мы выбрали рисование. Данная технология позволяет ненавязчиво и увлекательно в процессе рисования изучать с ребенком окружающий мир, природу, процессы, происходящие в природе, успешно заниматься эстетическим, нравственным, патриотическим воспитанием и т.д. При этом развивать моторику у ребенка, что важно для развития мозга. Перейдем к описанию данной практики на примере работы с детьми с диагнозом ДЦП. Для рисования мы используем в основном, краски или фломастеры, так как ребятам ими легче рисовать, нужен меньший нажим. Перед началом рисования, мы обозначаем тему, которую запланировали заранее или внезапно возникшую из предмета разговора, обсуждения или вопроса ребенка. Далее уже в процессе рисования мы продолжаем с ребенком беседовать о том, что мы рисуем: о качествах, процессах, когда это бывает, какой цвет имеет, где это можно увидеть и т.д. В зависимости насколько заинтересовался ребенок данной темой, можем запланировать поехать куда-нибудь для реализации нарисованного в жизни, запланировать серию рисунков в продолжении темы. Таким образом, ребенок получает знание о предмете своего рисования, происходит развитие речи, мышления, памяти, возникает заинтересованность для более глубокого изучения темы, формируется умение задавать вопросы по теме и выстраивать ответы. В то же время, рисуя, мы с ребенком определяем какой цвет нам выбрать, какие цвета нужно смешать, чтобы получить тот, которого у нас нет, как распределить элементы рисунка на листе, в какой части, ближе, дальше, раньше, позже и т.д. Так происходит обучение рисованию, совершенствование техники рисования. Можем рисунком закрепить прочитанный рассказ, оформляя иллюстрацию к направившемуся моменту. Изучаем традиции праздников, изображая их на рисунке. Рисование парит радугой событий в ходе обучения и воспитания.
Описанный метод использовался мной в работе с учеником, с заболеванием ДЦП систематически на протяжении 2 лет. Обучение, воспитание происходило в тесном взаимодействии с родителями мальчика. Это позволило добиться хороших результатов в его развитии: речь осмысленная, развернутая, составляет предложения из слов, с пониманием задает вопросы, размышляет, делает выводы, разучивает стихи, расширилась область увлечений.