Творчество – радость!
Или С открытым сердцем.
Я являюсь руководителем клубного формирования «СемьиЦветик» (vk.com/familysvet). Наш коллектив инклюзивный. Занимаются все вместе – и дети с особенностями и без. И маленькие, и большие. И с нарушениями ОДА и не только. Мы создаем, стараемся создать пространство равных возможностей, где дети разного возраста с самыми разными заболеваниями, а также нормотипичные дети занимаются творчеством рядом. Занятия творчеством являются самым мягким и эффективным средством социокультурной реабилитации детей с особенностями здоровья. А когда это происходит в гармоничной обстановке – тем более. Само место занятий – на территории музея – с уютным двориком. И на занятиях мы стараемся сделать так, чтобы дети с особенностями здоровья чувствовали, что они желанные посетители.
Главной отличительной особенностью коллектива является возможность заниматься разными видами творчества, развиваться в разных направлениях в гармоничной и доброжелательной обстановке, забыть о своих недугах и почувствовать себя полноценными участниками общества, настоящими творцами.
У нас не совсем обычная структура, но ведь и дети не совсем обычные.
И нам удалось за несколько лет работы на практике найти не стандартную организационную форму для проведения занятий. Занятия в студии проходят по четырем направлениям:
– рисование с применением нетрадиционных техник;
– лепка из глины (затем роспись обожженного);
– флористика (работы создаются в комбинированной технике из природного материала);
– занятия на гончарном круге.
На занятиях по рисованию мы часто используем то что у всех есть, что доступно, самые обычные вещи: пакеты, нитки, мятая бумага, одноразовые вилки, пластилин, ватные диски, ватные палочки, фрукты, картонные трубочки из-под бумажных полотенец, восковые свечи, природные материалы и т.д. Применение нетрадиционных техник – очень веселое и увлекательное занятие. Сам процесс захватывает, восхищает, а когда в итоге получается еще и интересная работа, дети и родители просто изумляются – нередко создаются настоящие шедевры, причем все разные! Важно, что практически любой ребенок, не имея больших художественных способностей и даже возможностей здоровья, получает настоящую полноценную картину. А когда дети видят, что им это по силам, ребята вдохновляются, расслабляются и работают спокойнее и по-настоящему творчески и смело. В итоге и результат, и процесс доставляют ребенку радость – сначала радость творчества, затем радость от того, что у него получилось, он смог! Яркие впечатления дают силы и желание заниматься творчеством еще, пробовать, фантазировать, изобретать что-то своё, необычное, видеть и чувствовать, слышать и слушать, ощущать красоту.
Разнообразие направлений – это возможность поиска себя, развития и главное, это возможность найти тот вид творческой деятельности, который наиболее близок и приятен, тот вид деятельности, занимаясь которым ребенок может отвлечься от проблем, тревог, почувствовать себя способным, на равных с другими детьми. А значит, улучшится и общее психологическое состояние. И эти занятия проводят не просто педагоги, а настоящие мастера – художник, флорист, гончар. И вот их я и хотела бы подать к Вам на конкурс. Это люди с открытым сердцем, добрые, терпеливые, позитивные: Андреева Ольга Алексеевна (художник, народный мастер), Корабельникова Марина Николаевна (флорист), Касумян Сурен (гончар). Они не просто учат тому, в чем сами сильны, они стараются пробудить творческую активность детей, интерес к процессу работы и получаемому результату. Большое значение здесь имеют действия педагога, стимулирующие работу детей: поощрение их за малейшие успехи, подбадривание, похвала, выражение удивления, оказание помощи, причем тактично, аккуратно, не подавляя активности ребенка и способствуя выработке навыков самостоятельной работы. Даже если что-то вызывает у ребенка сложность и непонимание, объяснения не состоят из нотаций и поучений. Это всегда отношения «на равных», реальная помощь, основанная на уважении к каждому человеку.
Создание такой целебной поддерживающей среды и творческой атмосферы – это особый труд, требующий применения профессиональных знаний и полной душевной отдачи. На занятиях педагогам крайне важно быть доброжелательным в любой ситуации, проявлять гибкость и терпение, находчивость, максимальное внимание к каждому, успевать подстраиваться под индивидуальные особенности ребенка, как физические, так и психологические. Поэтому занятия хоть и групповые, но сам процесс работы педагога с каждым ребенком – индивидуальный, ведь каждый имеет свою внутреннюю естественную скорость. Студия ориентируется на возможности детей, подстраивается под потребности, на интересы, предпочтения и даже пожелания. И это одна из основных особенностей программы. Потому что творчество должно быть в радость и этим обусловлен положительный эффект для ребенка. Занятия проходят в группах с небольшой численностью в присутствии сопровождающего (мамы, папы, бабушки и т.д.) (при их желании) при общем взаимопонимании и взаимопомощи. Такие занятия выполняют терапевтическую функцию, у нее нет побочных эффектов. Потому что ребенок на занятиях получает радость. Творчество оказывает мягкое, комплексное и эффективное положительное воздействие как на физическое здоровье ребенка, так и на его душевное состояние. Обогащается и эмоциональная сфера детей, что связано работой с природным материалом, развитием тактильных ощущений – прикосновений к материалам разной фактуры и формы: к поверхностям бумаги, глины, флористического материала, ткани, подручных материалов и т.д. Работы, создаваемые ребенком на занятиях красивы и гармоничны. И эта красота тоже радует. И радует не только самих ее юных создателей. Рисунки, изделия из глины, флористические композиции участвуют в конкурсах и выставках. Кроме этого, работы созданные ребенком своими руками в разных техниках украсят любой интерьер, тем более, что с каждым годом возрастает интерес ко всему сделанному вручную. Дети могут дарить свои работы близким людям. Работы можно использовать (и мы так и делаем) для изготовления сувениров (кружек, магнитов, календарей и т.д.).
Занимаясь творчеством в разных направлениях, дети приобретают первичные профессиональные навыки. Возможно, детское увлечение перерастет во что-то большее, и ребенок свяжет с творчеством свою будущую профессию. Да и вообще умение творить и креативность пригодятся в любой области человеческой деятельности. Студия создает пространство, в котором дети (а порой и взрослые) в процессе творческой деятельности учатся друг у друга и простейшим образовательным навыкам, и эмпатии, и толерантности. Одной из основных отличительных особенностей методики является отражение творческого процесса. И это не только участие в конкурсах и выставках.
Все работы детей, созданные на занятиях, сканируются, фотографируются и выкладываются в группу в ВКонтакте. Дети (и не только) видят результаты труда, красоту и гармонию созданных работ, ощущают принятие их творчества, видят положительные отклики даже незнакомых им людей, чувствуют себя творцами и создателями настоящей красоты. Для детей и их родителей также создаю видеоролики о том, как дети вдохновенно рисуют, лепят, творят. И как дети в процессе создания прекрасного и сами прекрасны! Вот один из таких роликов, сделанных для детей, я и прилагаю к этому эссе. Ролик вселяет веру в себя, а это очень нужно детям с особенностями здоровья. Видео помогает принять себя и других, свое творчество и творчество других, увидеть красоту самого процесса творчества и ощутить радость! Детское сердце чутко к призыву творить Красоту. Важно только чтобы взрослые помогли в этом детям. Обычным и не очень. Все люди разные. И уважения достоин каждый.